Это наш Дом Без Ключей...

К материалам о казачестве на Кубани


Альтернативный взгляд на исторические факты

Надолго я оставил раздел, который когда-то задумывал как один из основных на нашем сайте. С тяжёлым сердцем я всегда возвращаюсь к мыслям о кубанском казачестве. Кто я такой, чтобы считать взгляд, который отстаиваю, правильным? Потомок кубанских и донских казаков, отчасти, по крайней мере... Пожалуй. Даёт ли мне это право голоса? Наверное, нет - из своих казачьих предков я вживе помню только прадеда, который уже был советским солдатом, а не настоящим казаком... Да прабабушку - та была казачкой до мозга костей. Деды мои, отец и мать уже не имели к казачеству никакого оношения, они были простыми советскими, а потом российскими гражданами. И сам я только тем и близок к казачеству, что детство провёл в станице Нововеличковской. Но право мне даст память "старовыны", которую я ещё застал в последних отблесках заходящего солнца, когда по всей станице над рекой разносились песни наших бабушек и дедов. Я не хочу, чтобы память эта исчезла в новое время, оставленная потомками гордого народа, как бабушкин сундук, пылящийся на чердаке. И хорошо, если пылящийся, а не сожжённый за ненадобностью... Или переделанный в ящик для картошки - как сейчас активно делают наши власти.

Много лет я с горечью собираю информацию о казачестве. Не всегда она складывается из документов, чаще из бесед, чужих воспоминаний, исторических хроник... Но осмысленная самостоятельно, без современной политической мишуры, она рисует совсем другой облик казачества, нежели тот, коорый мы привыкли видеть на экранах, а в последние годы и на улицах Краснодара и других городов. Горечь оттого и отравляет радость находок, что слишком уж велика разница между тем, что представляло из себя старое казачество и что из него делают сегодня. Вольный народ воинов, затем защитники границ Российской империи, затем цепные псы на страже императорского покоя, после того - пушечное мясо Гражданской войны, а после жертвы кровавых репрессий... Сегодня история царских времён повторяется на новом витке - казачество снова стало нужным государству и вновь защищает его интересы, во всяком случае, на Кубани.

Сегодняшние дети воспринимают слово "казак" двояко - с одной стороны, это непонятные люди в ярких костюмах, прыгающие, как акробаты, на экране телевизора, странные человечки из украинских мультфильмов, персонажи смешных сказок, пьющие только водку и едящие сало с чесноком. С другой - это охранники в школах, странные люди в серых одеждах с причудливыми шапками на головах, стоящие вместе с привычными глазу милиционерами (простите - полицейскими) у дверей торговых центров и на городских площадях. Многие дети не слышали никогда слова "папаха", и думают, что так иногда называют отца. Наверное, если они никогда не узнают, кем были их прапрадеды, их жизнь не особенно обеднеет. Но мне трудно смириться с этим, и я не хочу, чтобы было так.

Прошу читателя понять меня правильно: я не браню современных "казаков" за их выбор, и не виню их. Почти, наверное. Скорее, я считаю, что их обманули и обманывают, и не только их, но и всех нас, тех, в чьих жилах течёт, пусть и сильно разбавленная, казацкая кровь.

В последние годы много говорят о переписывании истории - мировой, российской... Как и о том, что почти невозможно установить, что являлось правдой, а что вымыслом. Нередко новый правитель, придя к власти, одним из первых дел уничожал или прятал следы правления предыдущего, и составлял своё "жизнеписание". Сейчас много пишут о подложности "Истории государства Российского", по которому учились многие современные историки. Трудно не согласиться с этим, читая Карамзина вдумчиво. Точно так же поговаривают о фальсификации древних летописей, о переписывании истории в советских учебниках... Последнее неоспоримо имело место, достаточно сравнить советские учебники и те книги, по которым учились студенты до революции. То же самое будет, если мы сравним советскую историческую литературу и современную.

К сожалению, не обязательно фальсифицировать исторические факты, чтобы изменить понимание истории. Достаточно нередко всего лишь интерпретировать их в неправильном контексте - например, якобы отсутствующие свидетельства цивилизации у славянских народов до IX века можно смело назвать отсутствием таковой. Что мы и видим у Карамзина и последующих авторов "истории Руси". Точно так же достаточно умолчать о каком-либо факте и сделать упор на другие - и мы получим искажённую картину. Например, Рюрик (новгородское слово, обозначающее сокола, звучит точно так же) станет скандинавским Рурком или вовсе - Рарогом, как его называют в появившихся во множестве "славянских" изданиях... Или казак по письму царя Михаила Фёдоровича турецкому султану станет "воровским человеком, беглым холопом", в то время, как сами казаки, дважды бравшие и удержавшие неприступный Азов, были единым могучим и вольнолюбивым народом со своими традициями и государственным устройством.

Сегодня в учебниках российской истории Вы не встретите ни слова о старом казачестве, о казацкой вольнице, казачьем круге. Вряд ли там упоминается хоть словом изуверская политика российских царей, начиная с Михаила Романова и Петра Первого, в отношении казаков и их потомков. Бунт казацкого атамана Степана Разина ещё в мои школьные годы назывался крестьянским восстанием, а о восстании казачьего же атамана Кондратия Булавина я сам узнал только из исторических книг, которые в школе мне бы и не приснились. Инересно, что пишут и говорят о них сегодня?

Если вспомнить о Запорожском казачестве, то о нём в учебниках говорится побольше. Но кто знает из сегодняшних школьников, сколько на самом деле было Сечей на Запорожье в разные годы? Кто читал в школьных учебниках о разорении Сечи Петром Первым, а позднее её окончательном уничтожении при Екатерине? Что пишут там о Задунайской Сечи, отстроенной казаками, ушедшими в турецкое подданство, да и об этом самом подданстве казаков? В мои годы об этом в учебниках не было ни слова. Нам рассказывали красивые сказки о том, как Екатерина, решив освоить незаселённую тогда ещё людьми Кубань, пригласила казаков во главе с атаманами Чепигой и Головатым переселиться на новые, изобильные земли. Позднее, копаясь в семейном архиве, я нашёл старый, ещё дореволюционного издания, песенник с казацкими песнями. Самое мягкое упоминание Екатерины Великой в нём звучало как "Катерино, вража мати, шо ж ти наробыла?". Не так зовут сейчас эту "благодетельницу", не той, совсем не той царице ставят памятники в центре Краснодара...

По кусочкам, по крупицам, из книг, статей, воспоминаний стариков и обмолвок музейных работников в моём сознании создался образ совсем другого, незнакомого большинству из нас казачества. Пожалуй, из известных российских писателей только Н.В. Гоголь и М.А. Шолохов писали о казачестве с любовью и правдиво. Последней же, бесценной по своему содержанию, книгой, попавшей в мои руки несколько лет назад, стала "История казачества с древнейших времён до конца XVIII века" Евграфа Петровича Савельева, написанная ещё до революции и недавно переизданная одним современным автором с очень сомнительной репутацией... Несмотря на неё, сама книга оказалась бесценным сокровищем, а после я нашёл и её оригинальную версию на замечательном сайте "Старые донские дороги Евграфа Савельева". Всем, интересующимся историей казачества без преувеличения - с древнейших времён, настоятельно рекомендую ознакомиться с публикациями Евграфа Петровича.

И сегодня я, наконец, решился начать цикл материалов об истории Кубанского казачества в частности и казачества вообще. Я постараюсь максимально объективно рассказать то, что узнал сам, и показать читателям нашего сайта совсем других, неведомых им казаков, достойных уважения и восхищения своих потомков.

Mistes
Фото Mistes.

Краснодар, 23 июня 2013 г.

Соседние документы:




« Убинка   К материалам о казачестве на Кубани   Евграф Савельев: об истории казачества »