Это наш Дом Без Ключей...

Евграф Савельев: об истории казачества


с древнейших времен до конца XVIII века.
Аннотация

Очень долго я не решался продолжить этот раздел... С одной стороны, я всей душой люблю кубанскую землю и её казачий народ. С другой стороны, казаков настоящих на Кубани почитай, что и нет. Сколько их было убито в семнадцатом, восемнадцатом, в двадцатые, тридцатые годы прошлого века - невозможно сосчитать. Оставшихся едва не всех доконала война, а после неё - советская жизнь... Старики, не принявшие её лживого образа, остались в станицах и постепенно поумерли от былых ран, болезней и старости, а молодёжи было не до казачества: она массово переселялась в город или от запоя до запоя гнула спины в колхозах. Винтики большой машины стремились во всём стать похожими на прочих - такими же, как все... Кто-то шагал по партийной лестнице, кто-то - гнался за трудовыми наградами, кто-то - мечтал дожить до пенсии... Иные истово уверовали в обещанное "светлое будущее" и всё ждали, когда ж оно настанет... Дождались...

Сейчас при поддержке губернатора и местных властей поднимается "казачество"... Кое-что я мог бы и в его адрес написать нелестного, но лучше всего подходит для выражения моих чувств слово, метко произнесённое в своё время кем-то из моих земляков: "ряженые". Маршировать по улицам Краснодара они умеют, ходить строем и даже, кое-кто, и держаться в седле. Но вот глаза их - пусты, не видно в их картинном облике ни той самобытности старого казачества, которое мне посчастливилось ещё застать, ни готовности сражаться в любую минуту, ни той вольной удали, которая всегда отличала казаков от обычных крестьян, мещан, рабочих... Это либо "солдатики", служащие государству за деньги, либо юристы-экономисты-бухгалтеры и прочие профессионалы или любители своего дела, и только по выходным они на какое-то время становятся казаками. Что ж, эта ролевая игра ничуть не хуже прочих.

Трудно сказать, откуда в моей душе столько боли и злости... Кто знает, может быть, я даже в чём-то завидую сегодняшним "казакам", которые, вряд ли имея в душе те самые, казацкие, качества, не помня ни родного говора, ни культуры предков своих, всё же причисляют себя к казачеству... Может, потому, что старинный казачий род, к которому должен бы, по идее, принадлежать и я, был половиной уничтожен в гражданскую войну, ещё на четверть - во время "расказачивания", а остатки его добила война, так что из двенадцати сыновей моей прабабушки осталось двое... Это история, знакомая многим. Может, потому, что связи со своей семьёй один из братьев не поддерживал вовсе, так что о судьбе его я ничего не знаю, а второй стал высоким партийным чиновником в чужом ему городе Таганроге... А может, и то, что родились у него две дочери, выйдя замуж равно неудачно, и росли его внуки без отцов... Не зная ни отеческого воспитания, ни даже имён отцов своих... Равно далёких, кстати, от казачества.

Мне повезло больше младшего брата - я чуть больше помню... Детские годы мы провели у прабабушки, в станице Ново-Величковской. Баба Варя была настоящей казачкой, отчасти по происхождению, но прежде всего - по своему несгибаемому, неукротимому духу. До последних дней своих, уже плохо видя, не слыша почти ничего даже через слуховой аппарат, она упрямо каждый день ходила починять камышовые стены сараев, кормить кур, собирать яйца и полоть овощи на огороде. И полола, "сапала" их тяпкой, аккуратно оставляя самые красивые кустики - обычно сорняки. После особенно тщательно выполотой клубники маме пришлось пойти на хитрость и сказать бабе Варе, что грядки у нас в одном конце огорода (благо был он очень большим), а самой высаживать овощи у забора с другого конца, где редко что-то сажалось. Умерла баба Варя в 92 года, на пятнадцать лет пережив своего мужа, фронтовика и героя Великой Войны.

 

 Простите меня за столь долгое и эмоциональное вступление. Надеюсь, оно хоть немного объяснит мой интерес к истории казачества на Кубани и казаков в целом. Этот интерес проявился активно в первый раз после того, как в пятом классе учительница подарила мне книгу В. Лихоносова. С тех пор через мои руки прошло не так и мало книг о казачестве... В большинстве своём - невразумительных, или откровенно профанационных, авторы которых пытались оседлать волну интереса к "нео-славянизму", пик которой пришёлся на последние пять лет. И вот не так давно в мои руки попала совсем иная книга - "Древняя история казачества", вышедшая из-под пера Е.П. Савельева аж в 1915-18 годах.

У книги этой своя, по-своему любопытная история: став венцом работы своего автора, она в советское время была хоть и не под запретом, но не переиздавалась, а имя автора было осмеяно и опорочено советскими историками. В то же время, Е.П. Савельев был вдумчивым и дотошным учёным, вышедшим из самой казачьей среды. Им были написаны и опубликованы многие важные исторические и этнографические работы - например, "Очерки истории торговли на Дону" (1904), "Атаман М.И. Платов и основание Новочеркасска" (1906), "Типы донских казаков и особенности их говора" (1908) и прочие. Только в 1990 году в Ростове-на-Дону была издана репринтно его книга, небольшим тиражом, а в 2007 году она была переиздана московским издательством "Вече" с предисловием А.И. Асова (псевдоним, настоящее имя - Александр Игоревич Барашков). Последний - фигура чрезвычайно неоднозначная. С одной стороны, у него много регалий от официальных государственных и негосударственных научных организаций, он член Союза журналистов России, а с другой стороны - множество его книг, вышедших за последние два десятилетия, посвящены той самой "неославянской" теме, уже навязшей на зубах и не имеющей серьёзного отношения к реальным историческим данным. Впрочем, всё это остаётся на совести автора, а вот за помощь в переиздании трудов Савельева ему моя большая благодарность.

 

История же самого Савельева весьма интересна, и в чём-то символична. Материалы о нём я хотел взять из предисловия Асова, но, памятуя о его историко-литературной деятельности, решил проверить её. К счастью, в Википедии нашлись относительно подробные сведения о нём, так что приведённый ниже материал не имеет к Асову отношения и взят из открытых источников, в основном из Википедии.

Евграф Петрович Савельев родился в 1860 г. в станице Бабской (ныне Константиновской) и происходил из дворян Донского казачьего войска, сын Доменики Андреевны и Петра Герасимовича Савельевых, потомственных казаков, и внук Герасима Прокофьевича Савельева (1793—1861). Образование он получил в Константиновском приходском училище и в I-м Донском Окружном училище с 1872—1874 г. Затем учился в Новочеркасской Учительской Семинарии (1874—1879 г.).

С 1880 г. по 1894 г. служил приходским учителем в 2-м и 1-м Дон. округах. С 1895 по 1910 г. — делопроизводителем Областного Правления Войска Донского. В конце 1911 года был призван по Делу Донских литераторов и в 1912 году осужден в связи с изданием второго выпуска «Донского литературного сборника». С 10 июля 1913 г. по 10 января 1914 г. состоял председателем главного правления Донского общества взаимопомощи служащих, а с 21 ноября 1914 г. избран членом правления Третьего Новочеркасского Общества взаимного кредита, в каковой должности состоял до 1918 г. В мае 1917 г. выбран в Войсковое правительство старшиной с Первого Донского округа. Дальнейшая его судьба неизвестна, кроме того, что в 1930 г. выходят 3 его брошюры по археологии Дона.

[По данным А.И. Асова, Е.П. Савельев умер в 1927 году в Новочеркасске. По-видимому, это очередная ложь, ибо, судя по вышедшим в 1930 году публикациям, автор ещё был жив к этому времени и мел силы для творчества. Хотя, возможно, они были опубликованы и после смерти автора, скажем, друзьями. Во всяком случае, потомки Савельева о его смерти умалчивают, не разглашая точных данных].

Был награжден орденом св. Анны 3-й степени (1907 г.), Серебряной медалью в память царствования Имп. Александра ІІІ и Серебряной медалью в память Св. Коронования Их Императорских Величеств в 1896 г.

C трудами Е.П. Савельева вы можете ознакомиться на сайте Старые донские дороги Евграфа Савельева, созданном его потомками, в частности, покойным М.А. Кочетковым. Это очень достойный сайт, опубликовавший большинство работ Евграфа Петровича в неизменном виде. Интересующимся историей Донского края и казачества вообще ознакомиться с публикациями Е.П. Савельева, на мой взгляд, настоятельно необходимо.

Заведя разговор о книгах и прочих публикациях Евграфа Петровича, нельзя обойти вниманием особые, характерные черты его творений. Это и богатство слога, и обстоятельность подхода... На материалы более ранних авторов Евграф Петрович всегда ссылался, иногда - в случае достоверных библиографических данных, пожалуй, даже чересчур подробно. Впрочем, ссылки помещаются в сноски и не портят самого облика повествования.

Автор проводит глубокий историко-археологический, этнографический и лингвистический анализ ветвей казачества и его предков, отмечая общность корней как народов, так и отдельных слов, им принадлежащих. В некоторых участках книги Евграф Петрович рассуждает, пожалуй, чересчур смело, так что его этно-лингвистические сравнения могут отпугнуть читателя сходством с современными "неославянскими" спекуляциями на схожую тему, будто все на свете языки произошли от древне-русского, но - Савельев нигде не позволяет себе столь масштабных и выводов. В то же время необходимо помнить, что этот человек знал, о чём пишет. В его распоряжении находились как древние документы, так и живые носители казачьего языка, отличного и от классического московско-русского, и от украинского, белорусского и прочих.

В то же время, Евграф Петрович затрагивает и общероссийскую проблематику - как происхождения славян как таковых, так и их значения в жизни древних народов. Его выводы намного сдержаннее современных "параисториков", но при этом опираются на исторические документы, причём общеизвестные. Так, он отвергает "немецкую" теорию происхождения Руси и приводит как убедительные доказательства её глубокой древности и высокого развития, так и опровержения норманнского происхождения "призванных на Русь" варягов, давших начало княжьему роду Рюриковичей. Читая его произведения, понимаешь, что у тебя и твоего народа действительно есть корни, и что растут они глубоко.

Ну, и не менее важное достоинство книг Савельева - его глубокая эмоциональность и трепетное отношение к казачеству и его истории. Ими пропитана буквально каждая строчка, но безо всякого снобизма и снисходительности к прочим народам и сословиям. Читая "Древнюю историю казачества", я получил истинное удовольствие.

Нужно ещё добавить, что Асов и издательство "Вече" изменили название книги, которое в оригинале выглядело так: "История казачества с древнейших времен до конца XVIII века. Историческое исследование в трех частях". С оригиналом в полной версии можно также ознакомиться на замечательном сайте Старые донские дороги Евграфа Савельева.

Mistes
Фото из семейного архива Бориса Фёдоровича Зубрицкого, фондов КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына и Mistes'a.

Краснодар, 25 августа 2011 г.К заголовку

Соседние документы:




« К материалам о казачестве на Кубани   Евграф Савельев: об истории казачества   Как на грозный Терек, на высокий берег... »